Главная |
Софт |
Статьи о Web |
Материалы |
Кино и TV |
*Музыка* |
Спорт |
Гении |
Галерея |
Юмор |
Общение |
Инфо |
Ссылки |
Баннеры | |
Музыка |
Музыкальные и стилевые направления
Характеристика
основных направлений в рок музыке дана очень условно и
приблизительно, поэтому прошу относиться к нижеизложенному с
должным пониманием. Я намеренно не буду рассматривать здесь
готическую музыку, ей выделен отдельный раздел.
Андеграунд
(Underground): Для андерграунда характерны разрыв с
господствующей идеологией, отказ от общепринятых ценностей, норм,
от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики,
бунтарство. Термин относится к любой рок-музыке некоммерческого
толка, несущей достаточную долю экспериментирования с формой и
звучанием. Такое творчество не вписывается в существующие каноны
либо по содержанию текстов, либо по форме и своему эмоциональному
содержанию. По определению, такие исполнители почти неизвестны
(например британская группа Dogfeet), из знаменитостей можно
условно отнести Frank Zappa, Captain Beefheart.
Биг-Бит
(Big Beat): Облегченная форма бит-рока, исполняемая
преимущественно в инструментальном ключе и рассчитанная на
танцевальную аудиторию. Самыми известными считаются английский
коллектив Shadows.
Бит-Рок (Beat Rock): Общее название
музыкального течения сформировавшегося в Англии в начале 60-х, где
доминировала четкая ритмическая пульсация из двух электрогитар
(соло и ритм), бас-гитары и ударных. Надрывно-исступленный вокал,
чаще исполняемый несколькими исполнителями. Песни строились по
принципу чередования куплетов и припева, иногда с инструментальной
вставкой посередине. Исполнение занимало 2-3 минуты, состояло из
энергичных композиций и романтических баллад, связанных яркой
мелодией. Простые и легко запоминающиеся песенки исповедовали,
прежде всего, ранние Beatles и их многочисленные
последователи.
Блюз-Рок (Blues Rock): Еще одна
главнейшая ветвь рок музыки. Сольно-песенный жанр
афро-американского музыкального фольклора и джаза. Традиционный
блюз – 12-тактная песенная форма с синкопированными ритмами,
скользящими понижениями ступеней лада. Cложился в начале 20 века.
В блюз-роке характерна ярко выделенная гитара, работающая в
виртуозной джазовой технике. В США у истоков стояли John Lee
Hooker, в Англии - John Mayall's Bluesbreakers.
Буги-Вуги
(Boogie Woogie): Фортепианный блюзовый стиль, одна из наиболее
ранних разновидностей негритянской инструментальной музыки. Стиль
буги-вуги сложился приблизительно к концу 19 века на Среднем
Западе. Классические его образцы относятся к 1920-м годам. В
начале 1930-х годов стиль буги-вуги вошел в исполнительскую
практику больших свинговых оркестров (биг-бэндов) и малых
ансамблей (комбо). В дальнейшем он подвергся коммерциализации,
отчасти утратив свой первоначальный облик. В 1936 начался период
возрождения его традиционных форм. Характерные черты фортепианного
буги-вуги: импровизационность, техническая виртуозность,
специфический тип аккомпанемента, преобладание непрерывного
ритмического движения.
"Гаражный" Рок: Стиль во многом
предвосхитивший панк-рок. Сформировался к середине 60-х независимо
друг от друга в Англии и США. Исполнялся, как правило,
любительскими командами с характерным упрощенным звучанием и
примитивным вокалом. Стилистически их объединяли рамки
ритм-н-блюза. Музыкальный непрофессионализм, помноженный на
амбиции музыкантов, приводил к неожиданным результатам и рождал
интересные коллективы, не лишенные привлекательности и
определенного шарма. Гаражный рок, исповедовали Standells, Music
Machine, Seeds, Nashville Teens, Downliners Sect. В определенной
мере к ним можно отнести знаменитых Kinks и Doors.
Глэм-Рок
(Glam Rock): Глэм или глиттер-рок - разновидность хард-рока с
налетом эстрады, для которой характерны упрощенная мелодика
композиций с акцентом на гитару и клавишные, четко выделенный
рефрен, эффектные аранжировки и предельная экзальтация исполнения.
Исполнители эпатировали публику макияжем, бижутерией и немыслимыми
нарядами. В этом стиле работали T. Rex, Slade, Kiss,
Sweet.
Джаз-Рок (Jazz Rock): Концептуальное направление,
возникшее в конце 60-х годов на основе синтеза нескольких
музыкальных культур – джаза, фанки-соул, рок-музыки, классики и
этнической музыки. Сплав активности белых и черных музыкантов,
древних восточных традиций и современных западных технологий.
Развитие и популярность получил в США, представив в конце 60-х
группы Blood Sweat And Tears, Chicago, Weather
Report.
Кантри (Country): Развившаяся из фольклорных
истоков традиционная песенно-инструментальная музыкальная культура
белого населения юго-восточных и западных районов США. Сложилась в
начале 20 века в результате смешения архаических форм музыкального
фольклора европейских иммигрантов. Первоначально бытовала главным
образом в сельской местности под названием «фолк-мьюзик» (folk
musik, сокращенно folk). После Первой мировой войны получила
широкое распространение благодаря грамзаписи и радио, к 1940-м
годам постепенно коммерциализировалась. Вместе с ковбойскими
песнями Запада — «вестернами» — приобрела популярность в городской
среде под названием «кантри-энд-вестерн» (country and western,
сокращенно С & W). В некоторых своих разновидностях —
например, в музыке «блюграсс» (bluegrass) — обнаруживает
негритянские влияния. В настоящее время почти целиком относится к
сфере коммерческой популярной музыки.
Кантри-Рок (Country
Rock): Развившаяся из фольклорных истоков традиционная
песенно-инструментальная музыкальная культура белого населения
юго-восточных и западных районов США. Обычно это были ковбойские
баллады с обязательной скрипкой и банджо. Кантри проникло в рок в
начале 60-х. Пример успешного использования – Creedence Clearwater
Revival, Eagles.
Краут-Рок (Kraut Rock): Понятие
"краут-рок" принадлежит немецкой волне 60-70-х годов и появилось
благодаря своеобразной и оригинальной музыке таких немцев, как
Amon Duul, Can, Kraftwerk, Faust и других. Это стихийное
культурное, и отчасти политическое движение, возникшее в конце 60х
годов как реакция на англо-американскую культурную экспансию.
Краут-рок нельзя назвать музыкальным жанром, поскольку практически
единственная чертой, объединявшей исполнителей, была удивительно
пестрая музыкальная кухня, впитавшая многочисленные стили и приемы
того времени.
«Новая Волна»: Течение в поп- и
рок-музыке, основу которого составляет в основном панк-рок и
связанные с ними стили (хардкор, техно и др.). Для музыки «новой
волны» в целом характерны изощренный электронный саунд,
танцевальная ритмическая основа, лаконичность композиции. Большое
значение приобретают внемузыкальные факторы, в том числе имидж
артистов, их одежда и грим, сценическое оформление шоу, новые
телевизионные жанры подачи музыки — прежде всего видеоклипы.
Музыка «новой волны» оказала влияние на ряд отечественных
рок-групп («Аквариум», «Звуки Му», «Кино»).
Панк-Рок
(Punk-Rock): Зародившееся в 1970-е годы в США направление в
рок-музыке, для которого характерны грязное звучание плохих
инструментов, выразительный минимализм и не связываемый цензурой
текстовой эпатаж. В 1976-78 панк-рок стал наиболее популярным,
хотя и абсолютно некоммерческим течением, однако к самому концу
1970-х, проложив дорогу «новой волне», вернулся в клубы, откуда и
началось его восхождение.
Поп-Музыка (Popular Music /
PopMusic): Область музыкального искусства, для которого
характерны тиражирование средствами массовой информации,
коммерческий характер, стандартизированность
музыкально-поэтического языка, развлекательность, предполагающая
легкость восприятия. Возникла в 19 веке как реакция на
усложнившиеся формы «серьезной» музыки. Интенсивное развитие
получила с начала 20 века. Различают традиционную «старую»
популярную музыку и «новую» поп-музыку, обособившуюся c появлением
рок-н-ролла.
Прогрессив (Progressive): Прогрессив или
арт-рок исповедуют серьезные музыканты, значительно расширяя
традиционные рамки рока за счет заимствования сонатных форм из
классической музыки. Как самостоятельный жанр появился в начале
70-х, придя на смену психоделии. Элитарный жанр продолжающий
развиваться и совершенствоваться в новейшей истории мирового рока,
находясь в тени коммерческих стилей.
Психоделия
(Psychedelia): Совокупность приемов в рок-музыке —
деформированная инструментовка, звуковые эффекты и эксперименты с
инструментами, отрешенный и депрессивный вокал. Значительную роль
в восприятии такого саунда исторически играло применение
наркотических галлюциногенных препаратов. Психоделия (иначе –
кислотный рок) стал частью субкультуры США и Великобритании.
Возникла во второй половине 60-х. Главные проповедники – Jefferson
Airplane, Grateful Dead, ранние Pink Floyd, Arthur
Brown.
Реггей (Reggae): Разновидность современной
поп-музыки, основой которой являются фольклор стран Карибского
моря (прежде всего Ямайки), элементы латиноамериканской музыки и
ритм-энд-блюза. К особенностям музыки реггей относятся: изощренная
ритмика (в том числе с использованием полиритмии и полиметрии),
разнообразие применяемых ударных инструментов, двутактовая
периодичность мелодических и гармонических структур, принцип
«вопрос — ответ» как основа формообразования. Музыка реггей тесно
связана с идеями и практикой такого религиозно-философского
учения, как растафарианизм (объединение всех чернокожих жителей
мира и их реэмиграция в Африку). Крупнейшие представители музыки
реггей — Боб Марли, Джимми Клифф, Эдди Грант. Элементы реггей и
его репертуар нередко используются в других стилях
поп-музыки.
Ритм'н'Блюз (Rhythm & Blues /
R&B): Одно из главных направлений рока, представляющее
собой сочетание чистого блюза и напряженно-энергичного джаза.
Ритм-н-блюз появился в самом конце 1930-х годов в Америке и
первоначально исполнялся только темнокожими музыкантами. Приезд на
гастроли в 1950-е годы черных представителей ритм'н'блюза в
Англию, где у британской молодежи проблем с расизмом на было,
произвел там истинную революцию, где был принят на вооружение
многочисленными группами, усилен мощной ритм-секцией и
обязательным отрывистым, резким вокалом. Это одно из направлений
рока, представляющее собой сочетание чистого блюза и
напряженно-энергичного джаза. Ритм-энд-блюз появился в самом конце
1940-х годов в Чикаго и дал жизнь большинству последующих
направлений и форм собственно рока. Наиболее известны в этом жанре
B.B. King, Maddy Waters, Rolling Stones, Yardbirds,
Who.
Рокабилли (Rockabilly): Существует как одна из форм
рок-н-ролла, точнее его соединения с кантри-энд-вестерном.
Отличается боле распевной мелодикой и смягченным динамичным
саундом (нередко присутствуют духовые, фортепиано). Звезды
рок-н-ролла были также и исполнителями рокабилли (например, Элвис
Пресли). Наиболее известные представители этого стиля: Stray Cats,
Dave Edmunds.
Рок-Музыка (Rock Music): Тип современной
поп-музыки, ведущий свое происхождение от песенно-танцевальных
жанров негритянского городского фольклора 1920-30-х гг.,
ритм-энд-блюза и рок-н-ролла. Важными характеристиками рок-музыки
являются ее социальные функции, формы бытования (от любительских
групп до профессональных коллективов), техническое оснащение
(применение электрического и электронного усиления и
преобразования звука), экспрессия вокального и инструментального
интонирования. С музыкальной стороны наиболее характерными ее
признаками можно считать наличие в ней трансформированных
элементов блюза в сочетании со специфической
ритмикой. Рок-музыка сформировалась в Великобритании и США на
рубеже 1950-60-х годов. С момента своего появления рок-музыка
нередко становилась компонентом молодежной культуры, выражая
свойственный ей нонконформистский пафос. Вместе с тем значительная
часть рок-музыки находится в рамках «массовой культуры».
Рок-музыка представляет собой сложный конгломерат течений,
выделившихся по музыкальным и внемузыкальным признакам:
принадлежности к определенным социально-культурным движениям
(например, психоделический рок, панк-рок), возрастной
ориентированности (рок для подростков, для взрослых), динамической
интенсивности (тяжелый рок), технической оснащенности (электронный
рок), взаимодействию с теми или иными музыкальными традициями и
стилями (барокко-рок, джаз-рок, фолк-рок и др.), месту в системе
художественной культуры (рок-авангард, поп-рок). Важное значение
для рок-музыки имеет визуальный фактор: манера поведения
музыкантов, их стиль жизни, сценическое оформление рок-шоу, новые
жанры визуальной подачи рок-музыки.
Рок-н-Ролл (Rock and
Roll): наиболее ранняя форма современной поп-музыки. Появилась
в середине 1950-х годов, в музыкальном отношении представляла
собой упрощенный вариант ритм-энд-блюза с элементами музыки
кантри. Для рок-н-ролла в целом характерна блюзовая структурная
основа, техника риффов, звучание нескольких электрогитар,
фортепиано, медных духовых, тенор-саксофона, краткие мелодические
фразы, достаточно элементарный текст, ярко выраженная танцевальная
основа. Исполнителями рок-н-ролла были как белые (Элвис Пресли,
Билл Хейли, Джерри Ли Льюис), так и чернокожие музыканты (Чак
Берри). Так же называется парный танец, получивший широкую
известность в 1950-е годы; отличается крайней экспрессивностью,
хореографическими поддержками и нарочитой небрежностью по
отношению к партнерше. Размер — 4/4, темп быстрый.
Свинг
(Swing): Выразительное средство в джазе. Характерный тип
пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма (опережающих
или запаздывающих) от опорных долей. Благодаря этому создается
впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии
неустойчивого равновесия. А также стиль оркестрового джаза,
сложившийся на рубеже 1920-30-х гг. в результате синтеза
негритянских и европейских стилевых форм джазовой
музыки.
Скиффл (Skiffle): Стиль бытового музицирования,
популярный в Англии в конце 50-х годов. По сути своей скиффл —
дитя английских фолк-куплетов и американского диксиленда.
Инструментарий непременно включал гитару, губную гармошку и
стиральную доску в качестве ритм-инструмента. Известнейший
исполнитель скиффл — ныне покойный британский певец и гитарист
Лонни Донеган (Lonnie Donegan). Донеган, да и скиффл в целом,
оказали серьезное влияние на «Битлз» и многочисленные группы того
времени.
Хард-Рок (Hard Rock): Энергичный и жесткий
рок-н-ролл. Появился в начале 1960-х годов, но не был слишком
популярен. Только в конце 1960-х годов его агрессивное и
динамичное звучание стало вновь актуальным. Смыкаясь с
прогрессивным роком и традиционным буги-вуги , хард-рок успешно
развивался на протяжении 1970-х годов. В 1990-е годы возродился в
составе движения хард-энд-хэви. Мощная, динамичная и самая
долговечная формация рок-музыки. Громкая ритм-секция связанная с
мелодическим лидером (гитара или клавишные) создает целостность и
монолитность произведения. На первый план выдвигается виртуозное
мастерство каждого исполнителя. Как самостоятельный жанр, хард-рок
породил множество ветвей и стилей.
Хэви-Метал (Heavy
Metal): Одно из ответвлений хард-рока, получившее широкое
распространение в начале 1980-х гг. Элемент импровизации в
истинном «металле» практически сведен к нулю, точнее, он
отсутствует в традиционном смысле этого слова, однако опытные
«металлические» группы часто вводят в свои композиции очень
сложные изменения ритма, и у неподготовленного слушателя может
возникнуть ощущение какофонии, хотя речь идет о ритмической
импровизации. Хэви-метал — наиболее коммерциализированное
направление в роке 1980-х годов. Совокупность всей «тяжелой»
музыки получила название хард-энд-хэви. Наиболее коммерчески
успешная форма хард-энд-хэви — так называемый «мелодический», или
«гармонический металл», более близкий к поп-музыке.
Фанк
(Funk): Сформировался в 1960-х в США в результате слияния
различных афро-американских стилей: ритм-н-блюза (rhythm'n'blues),
соул (soul) и элементов джаза. Отцами-основателями и
общепризнанными столпами фанка считаются James Brown, George
Clinton и группа Sly and The Family Stone. Это направление оказало
существенное влияние на диско, хип-хоп и другие музыкальные
стили.
Фолк-Рок (Folk Rock): Формы рок-музыки, в которых
мелодическая основа построена либо на прямых заимствованиях
фольклора, либо на фолк-стилизациях под народную, с использованием
национальных и старинных инструментов. Наиболее яркие
представители данного стиля – Bob Dylan, Fairport Convention,
Sandy Denny.
Автор: Vizar
Подготовлено на основе данных с http://www.rockarchives.ru/ и множества других
источников.
| |