, 1024*768 Рейтинги
Добавить в Избранное Сделать стартовой Обновить

Главная
Софт
Статьи о Web
Материалы
Кино и TV
*Музыка*
Спорт
Гении
Галерея
Юмор
Общение
Инфо
Ссылки
Баннеры
Музыка
Хелависа ("Мельница"): "Дайте мне человека!"

Фолк-роковая группа «Мельница», будучи уже давно «широко известной в узких кругах», вдруг начала стремительно завоевывать массовую популярность. Музыкальным материалом команды заинтересовался серьезный рекорд-лейбл. В свою очередь, благодаря его промо-усилиям, с «Мельницей» познакомились новые слушатели. И что же? В среде «старых» поклонников поднялась волна недовольства! Мол, и новый альбом получился чересчур мейнстримовым, и музыка уже не такая волшебная, и вообще «Мельница» сбилась с пути истинного! Что ж, серьезные ценители андеграунда во все времена были склонны изыскивать музыкальные «изюминки» и предаваться вкушению «деликатеса» в узком экзальтированном кругу, упиваясь осознанием исключительности собственного знания. А когда круг расширяется, вкусом редкой «изюминки» наслаждаются многие. Может, источник критики в потере эксклюзивности? Ведь нашлись же те, кто принял «мельничные» перемены с энтузиазмом.
Пока фолк-андеграундная тусовка предавалась спорам, я решила узнать мнение солистки «Мельницы» о новой музыкальной концепции и произошедших переменах.
- Хелависа, как ты оцениваешь ваш новый альбом «Перевал»? Чем он отличается от предыдущего?
- Наш первый альбом «Дорога сна» был полностью акустический. Второй, «Перевал» — электроакустический. Мы ввели бас-гитару и ударные. Звук получился гораздо более роковый и мейнстримовый. В этом есть свои плюсы и свои минусы. Однако, слушая его теперь, я понимаю, что какие-то вещи можно было сделать по-другому. Считаю, что звучание нужно было сделать еще более роковым! Хотя альбомом я вполне довольна. От предшественника он отличается еще тем, что там пою не только я, но и наш гитарист Леша Сопков. Стихи читает тоже он.
- Как фаны приняли новый альбом и одноименную концертную программу? Я слышала немало критики в ваш адрес, ведь стилистика сильно изменилась.
- Принимают по-разному. Кому-то по душе обе пластинки. Некоторым, в основном молодым, гораздо больше нравится «Перевал». Но есть «старинные» поклонники, которые вообще предпочитают мои сольные концерты, без «Мельницы». Только гитара и голос.
- Без «Мельницы»?..
- Я сама себе аккомпанирую на гитаре и арфе. Иногда мне помогает наш гитарист Грендель, подыгрывая на второй гитаре.
- Ты сказала о молодых поклонниках. Это по возрасту или по «стажу»?
- Всякие. Есть новые среднего возраста, всю жизнь слушавшие русский рок и вот теперь услышавшие «Перевал». А есть достаточно юные товарищи, которые просто любят «колбаситься» на концертах, мотая длинноволосыми головами. Они в восторге!
- Толкиенисты?
- Не только. Часто приходит группа любителей мультиков «манга». Есть большая компания фанатов сериала «Вавилон 5» и «Звездных войн».
- Вот как! Любители сказок, значит?
- В основном, да. Многие из них считают, что Толкиен — это что-то сложное или устаревшее. Они просто смотрят мультики… Один наш почитатель сделал видеоклип из мультика «манга» на нашу песню «Королевна» (на альбоме «Перевал» это самая акустическая песня) и выложил его в интернет. Это моя самая любимая песня из нашего репертуара. Но клип мне не понравился.
- А свое видео на какую композицию делать будете?
- А мы еще не поняли! Приоритеты у нас меняются часто и кардинально. Находимся в постоянном поиске. Полагаю, что в тот момент, когда наконец-то появятся деньги на клип, уже будет написана какая-нибудь другая песня.
- На чем сегодня остановился ваш «постоянный поиск»?
- Не буду до конца раскрывать секрет. У нас есть некое сотрудничество с Ником Перумовым /известным фэнтезийным писателем, — прим. ред./. Он кое-что изобретает для нас.
- Сценарий?
- Была попытка. Но не получилось. Скорее это тематическая концепция следующего альбома, под которую мы будем писать песни. А потом, в соответствии с этой концепцией, можно и сюжет клипа сочинить.
- То есть клип нам теперь ждать только вместе со следующим альбомом?
- Скорее всего, да. Однако в конце июля мы будем выступать на фестивале «Этнолайф». «Мосфильм» собирается снять фильм про это мероприятие. Предполагается, что всем хедлайнерам сделают концертное видео. А мы на фестивале будем одной из основных команд!
- Вы в первый раз едете на «Этнолайф». Чего ждете?
- Собираемся повеселиться. Организаторы говорят, что в этом году будет очень хороший и веселый праздник.
- А если погода будет, как в прошлом году? Дождь, грязь…
- Ничего, наденем резиновые сапоги, будем пить водку и отмахиваться от комаров. Кстати, недавно в Англии прошел культовый хипповский фестиваль Гластенбери. Оба дня жутко лило. Все ходили в резиновых сапогах: по уши грязные «Franz Ferdinand», «Libertine» и прочие нынешние британские звезды! А у меня есть резиновые сапоги в цветочек! В этническом стиле, можно сказать.
- Хелависа, расскажи об участии «Мельницы» в проекте «Археология».
- Очень славный проект — собирает разные фолк-команды. Мы работаем в нем с момента его основания (три года). Связь музыки с археологией — это замечательно! А то, что можно поехать летом в Херсонес и сыграть на развалинах античного амфитеатра — чудо! Выступать на развалинах древнего театра, в котором не было представлений уже несколько тысяч лет — это в каком-то смысле магический опыт! На нашем первом выступлении на крымском фестивале «Археологии» произошло волшебство. Правда, мы его не видели — зрители потом рассказали. Была такая подсветка, что от нас возникали огромные тени, пляшущие с огнями на каменных стенах амфитеатра. Мы и дальше будем продолжать участвовать в мероприятиях «Археологии». Планируем даже записать альбом-аудиотеатр — чтение некоего рассказа-сказки (возможно, одного из моих) под фоновой инструментал.
- В этом году на фестиваль «Археологии» поедете?
- Нет. «Нашествие» срубило нам весь Крым! Мы собирались поехать, но «Нашествие» будет в тот же уик-энд.
- Почему отдали предпочтение «Нашествию»?
- Потому что туда нас пролоббировал наш рекорд-лейбл. Да и вообще, когда зовут на фестиваль такого уровня, надо собирать ноги в руки и бежать. В «Археологии» нас поймут, ведь там наши друзья! Если же отказаться от «Нашествия» — что о нас подумают? Поэтому вместо Крыма едем в поселок Эммаус Тверской области.
- Каким составом?
- Леша Сопков (гитара, вокал), Александр «Грендель» Степанов (гитара), Женя Чесалов (бас-гитара), Саша Леер (ударные, перкуссия), Наташа Козлова (виолончель), Наташа Филатова (флейта), Инесса Клубочкина (скрипка) и Хелависа (вокал).
- Вопрос состава группы теперь крайне актуален. Ведь «Мельница» несколько раз выступала без тебя, с другой вокалисткой (к разочарованию фанов). Знаю, что связано это с твоим переездом в Ирландию. Как ты там очутилась, что делаешь?
- Я туда вышла замуж прошлой осенью. К тому же я лингвист и работаю по линии Ирландии, занимаюсь кельтской филологией. Мой муж, тогда еще будущий, был на дипломатической службе в Москве. Мы долго встречались, и когда стало понятно, что нам надо продолжать быть вместе, а ему пришла пора возвращаться в Дублин, решили пожениться. Параллельно я подала заявку на двухгодичный исследовательский гранд правительства Ирландии и получила его. Все сложилось удачно. Один год уже прошел. Следующий мы тоже проведем в Ирландии. А потом посмотрим, что будет. Постараемся, чтобы новый дипломатический пост моего мужа был в России или в соседней стране. Тогда мне удобно будет ездить на концерты «Мельницы». Ведь сейчас я каждый месяц летаю с пересадками. Это тяжело.
- Что у тебя за исследовательская работа?
- Посткандидатское исследование по истории глаголов в кельтских языках.
- Ты сейчас приезжаешь в Москву только на разовые концерты. Репетируешь с группой мало. Наверное, у тебя в Ирландии какой-то параллельный творческий процесс происходит?
- Да. Играю традиционную музыку с местными музыкантами на мелких фестивалях и джем-сейшенах. Джем — это потрясающая школа! К тому же я уже два года играю на арфе. Переехав в Ирландию, стала играть намного лучше. У меня появилась хорошая преподавательница. Арфа — это национальный ирландский инструмент. Была попытка сделать совместный проект с цыганским скрипачом Олегом Пономаревым, который раньше работал в группе «Лойко». Он тоже живет в Ирландии. Но получилось так, что у него два проекта и у меня два проекта. В итоге нам не хватило времени.
- Два проекта?
- У меня еще есть ирландская группа «Клан Лир», которая базируется в Москве.
- Может, еще один национальный ирландский инструмент освоишь — волынку?
- Нет. С духовыми у меня как-то плохо складываются отношения. Я как древнегреческая богиня Афина. Ей понравилось, как сатир Марсий играл на дудочке. Все зверушки вокруг него плясали. Захотела она сыграть так же и попросила у него эту дудку. Но сыграть не смогла, страшно разозлилась и убила бедного сатира.
- И кого ты собираешься убить? )))
- Никого, я очень миролюбивый человек. Только с дудками у меня плохие отношения.
- Сейчас «Мельница» в процессе очередного поиска вокалистки, которая должна петь, когда тебя не бывает в России.
- Все идет довольно болезненно. Попробовали одну девочку осенью — не пошло. Зимой и весной пела Ира Ширяева — тоже не справилась, не потянула технически. Сейчас будем пробовать еще одну девочку — посмотрим, что получится.
- Не потянула технически… Что за особенности техники?
- Я писала все песни под свой вокал. А у меня большой диапазон — три октавы. Причем голос достаточно низкий — у многих женщин просто нет таких нот. А с другой стороны, на верхах у меня тесситурный переход (то есть переход на фальцет) довольно высоко. Если спеть по-другому — полностью ломается стилистика песни. Фолк-рок — это вообще такой жанр, где нужно быть крайне осторожным с тем как ты сыграл и спел. Если чересчур академично — не идет; если, наоборот, слишком залихватски и фолково — тоже плохо.
- А твоя вокальная техника откуда?
- Я занималась у преподавателя-народника, но не доучилась до полной постановки народного вокала. Потому что для той музыки, которую я хотела делать, очень важно было сохранить оригинальный тембр. В свое время мой учитель Василий взял меня за плечи, развернул к выходу и сказал: «Пошла вон! Больше я тебя учить не буду, иначе мы собьем то, что есть». Василий мне дал очень много в плане понимания того, как что работает во время пения. Плюс я занимаюсь йогой, каждый день делаю дыхательные упражнения и распеваюсь. Перед любым концертом обязательно прогреваю свой «вокальный аппарат». Академическим вокалом никогда не занималась — там иная логика.
- Сложилась ситуация, когда в твое отсутствие на концертную площадку в составе группы «Мельница» выходит совершенно другая певица. Но люди, приходящие на «Мельницу», ожидают услышать то, что записано на диске, и то, про что они узнали от друзей. Ситуация, как в 90-е годы, когда размножался «Ласковый май», «Мираж» и т.д. В «Мельнице», похоже, тоже назрело клонирование.
- Ситуация не очень хорошая. Но, к сожалению, делать нечего. Я ведь не планировала выйти замуж за иностранца и уехать из страны. Так сложилась жизнь. Я надеюсь на наилучший выход. Необходимо, чтобы вторая вокалистка не только очень хорошо пела, но и понимала, о чем эта музыка, и чтобы у нее была харизма, способная вытянуть «Мельницу» на концерте — это самое сложное. У тех людей, которых мы пробовали, возникали трудности при общении с залом. Для того чтобы понять насколько человек нам подходит — нужно хоть раз испытать его на сцене: будет ли бояться, или будет раскованно улыбаться, будет ли вкладывать эмоции в песни или будет академично выпевать ноты. Вокалист с пюпитром — это нонсенс! Если новый человек справится, закрепится в группе, то, естественно, на следующем альбоме мы будем записывать его голос.
- Но, вообще-то, приходя на концерт, люди ожидают увидеть тебя.
- Знаю. Потому и летаю каждый месяц в Россию. Мое расписание составлено так, что я уже почти живу в аэропорту. Вот сейчас прилетела на четыре дня. Два рабочих дня у меня пропало. Кстати, мы всегда пишем в афишах, будет ли на концерте Хелависа.
- У тебя много научной работы?
- У меня работы достаточно много, но график свободный. Пишу статьи по ночам и в выходные. В следующем году у меня будет преподавание, но это всего одна пара в неделю.
- Творчество группы «Мельница» уже было представлено в Ирландии?
- Да. Я подарила всем своим родственникам и друзьям наши альбомы. Просят, чтоб привезла еще. Возможно, диски будут продаваться в русских магазинах Дублина. В «Союзвидеофильм» на Брайтон-бич их уже покупают. В Ирландии есть русская программа на одной из радиостанций, и я презентовала там наш альбом. Сейчас они, кстати, зовут меня поработать — сделать серию радиопрограмм по ирландской музыке и мифологии.
- А как с гастролями группы?
- Идея хорошая, но надо найти спонсора. Билет туда/обратно стоит минимум 400 евро на человека. Это окупится только если делать тур. Но для успешного турне надо вкладываться в рекламу. Все снова упирается в деньги.
- Расскажи о том, откуда возникло твое сценическое имя Хелависа?
- Меня так назвала подружка. Она принесла альбом с иллюстрациями к роману Томаса Мелори «Смерть Артура». Там есть эпизод, когда сэр Ланселот на болоте встречает ведьму по имени Хелависа. Та пытается его соблазнить — он не поддается. Поэтому она умирает. На гравюре, иллюстрирующей этот эпизод, ведьма очень похожа на меня: прической, чертами лица и общей пластикой. Подруга принесла мне альбом со словами: «Посмотри, ты — Хелависа!». С тех пор меня так называют.
- Это было до создания «Мельницы»?
- Да. Очень давно, примерно в 1993 году. Я была толкиенисткой. Тогда у меня было эльфийское имя Хэлвис. Новое имя оказалось похожим.
- Твои творческие и вокальные кумиры?
- Дженис Джоплин (Janis Joplin), Сэнди Денни (Sandy Denny) из группы «Fairport Convention». Самая большая любовь моего детства — группа «Queen». Весной я побывала на их концерте (с Полом Роджерсом). Великолепное шоу! Сбылась мечта идиота! Осуществилась мечта моего детства. Также я очень люблю нескольких ирландских и валлийских певиц: Джули Мерфи (Julie Murphy), Каран Кейси (Caran Casey), Мойрин Ник Аулив (Muireann Nic Amhlaibe). Энию (Enya) и «Clannad» не люблю — не нравится манера пения.
- Как считаешь, с кем из западных музыкантов можно сравнить творчество группы «Мельница»?
- Ранний «Jetro Tull», «Blackmor’s Night». Можно сравнить с «Nightwish», но лишь по накалу страстей и ауре волшебства — там принципиально другая музыка и иной вокал.
- Будет ли «Мельница» развивать фолк-стилистику в имидже?
- Нет. Будем развивать рок-стилистику. А фолк переосмыслим в современном ключе, из современных тканей. Нам к тому же нравится эдвардианская стилистика: кружева, пиратские жакеты, медные пуговицы. Все это хорошо сочетается с джинсами, ботинками и моей короткой стрижкой. В сценической одежде самое важное — чтобы удобно было двигаться. В настоящих фолковых костюмах очень трудно выступать на сцене. К тому же бывает очень жарко от софитов. Я носила когда-то одежды викингов (занималась исторической реконструкцией). Это три рубахи, поверх них юбка, все на тебе звенит и болтается. Нам нужны легкие вещи.
- Планы группы. Новый альбом когда будет?
- Не знаем. Когда напишем новую программу и совершенно другие песни. Несколько композиций уже написано. Хотим, чтобы третий альбом был концептуален. Сделаем совершенно новый материал, запишем его на альбом и только после этого начнем играть на концертах (раньше мы поступали наоборот). Но для этого нужно утвердить вторую вокалистку. Я пока даже не могу ничего сочинить, так как не знаю человека. Я могу писать песни под себя. Но если мне нужно сочинить материал, который я отдам, то мне нужно знать кому. Я должна врубиться и создать для нее характерную, харизматичную песню. Мне нужен человек! Дайте мне человека!
- Был уже такой опыт: писать для кого-то, не для себя?
- Нет еще.
- Но уверена, что получится?
- А что делать? Мне же нужно как-то распределить репертуар! Ведь есть песни, которые могу петь только я! А есть те, которые может петь кто-то другой. Как-никак я — основной автор. Значит, мне нужно писать. Я смогу абстрагироваться.
- Какие песни ты можешь «отдать»?
- «Бродяга», «На север» — эти песни не лично про меня, они про кого-то.
- А какие не можешь?
- Те вещи, которые писала именно про себя, которые полностью прожиты: «Прялка», «Королевна», «Воины вереска».
- Есть ли у тебя мечта, в творческом плане?
- Мечты нет, но есть планы. Я бы хотела записать какой-нибудь совершенно иной сольный альбом, экспериментальный, с элементами фолка и блюза. Я не могу объяснить словами сути этого желания. Это как про слона — объяснить не могу, но если увидишь — узнаешь.
- То о чем ты мечтала много лет назад, будучи девочкой-толкиенисткой, сбылось?
- Да. Мне хотелось писать песни, и петь их для людей. Самое важное в этой мечте — создавать музыкой волшебство. Важно это и сейчас. Я не могу написать песню, которая будет просто песней — мне это неприятно. Если я начинаю писать и понимаю, что это просто текст и просто музыка — я останавливаюсь, не доделываю до конца. Мне нужно, чтобы был некий «витраж» по выражению Г. Л. Олди (это псевдоним двух авторов-фантастов из Харькова). У них есть чудесная повесть «Витражи патриархов» про тексты, которые заставляют мир изменяться и двигаться. Там есть замечательный момент, когда обычный человек попадает в мистический мир, где слова имеют силу. Он встречает прекрасную девушку, начинает цитировать «Песнь песней», и, в соответствии с его словами, на улице начинается смерч и гроза. И он понимает, что создал их своими словами! Это то, что я хотела и хочу делать!
- Удается?
- Да. Хочу, чтоб продолжали получаться такие песни, от которых у людей (и даже у меня самой) бывает мороз по коже. Поёшь — и начинают распахиваться окна в квартире! Или разрываться лампочки! Чтобы чувствовалась энергетика, когда ты не просто слова пропеваешь, а чувствуешь, что вкладываешь в них нечто!

Автор: Ольга Чижкова, специально для РокмЬюзик.Ру

Источник: http://www.castlerock.ru/